История школ Сутчевского сельского поселения

 

Фотоархив

 

Сутчевской школе—100 лет 

(статья в г-те «Наше слово» 

23, 26,28 ноября 1996)

НАЧАЛО  начал

        За густым лесом притаилась деревня Ящерино от большой дороги и посторонних глаз. Как у большинства чувашских деревень окрестности ее овражисты. По ним меж таинственно-молчаливых елей пробирается дорога со стороны Сутчева.

        С 20 октября 1895 года дети из Сутчева, быть может, озираясь на огромные деревья, в лаптях и холщовых рубахах начали торить дорогу в Ящеринскую школу грамоты, ибо именно в том году Чебоксарское Уездное Отделение Епархиального Училищного Совета «честь имеет уведомить Чебоксарскую Земскую Управу, что в 1895 г. вновь открыты следующие церковные школы: Ящеринская (в д. Ящериной), поименования школы грамоты».

        Однако никто из 34 мальчиков и 1 девочки в том году не окончил курс, потому что с началом полевых работ родители запретили детям ходить в школу.

        Уже в 1896—97 учебном году школу посещает уездный наблюдатель школ священник Михаил Некрасов. В своем отчете он пишет: «Школа помещается в наемной квартире, помещение удобное. Школа содержится на средства общества. Заведывающий школой состоит приходской священник Михаил Рождественский, кончивший курс Духовной семинарии, учитель крестьянин от чуваш Иван Иоакимов, кончивший курс церковно-приходской школы...»

        Почти юношей      был в    том году Иван Якимович. Уроженец деревни Ящерино, не имея учительского звания, первый раз встал перед детьми из деревень Ящерино, Сутчево и Арзаматово.

        Безусловно, далеко не все получалось у молодого учителя. Такую запись оставил вышеупомянутый М. Некрасов о работе школы: «Каталог книг составлен не по надлежащей форме, школьный листок, приходно-расходная книга не доведены, расписания уроков нет, классный журнал ведется. Школьного хора нет.

        Спрошенные ученики отвечали удовлетворительно.

        Предложено чаще упражнять в чтении славянском и гражданском, причем чтение гражданское вести с переводом на чувашский язык...».

        К сердцу принял молодой учитель правильные замечания. И в 1898 году выехал на учёбу то ли в Казань, то ли в Симбирск (точных сведений нет). В отсутствии И. Якимова в д. Ящерино работал учителем Григорий Васильев, окончивший полный курс Чебоксарского трехклассного училища.

        Иван Якимович, получив учительское звание, начинает работать в Большом Маклашкине. Хотя прошли основные годы его учительской работы в родном Ящерине, но именно в Маклашкинской школе, благодаря профессиональным знаниям, усердию, таланту добился он признания властей и людей. По Серебряной медали на александровской ленте удостоен учитель Маклашкинской церковно-приходской школы Иван Якимов за 14 лет усердия и  полезную службу в церковных школах Чебоксарского уезда, обучении детей-школьников по церковному пению, образовании из них хора и неукоснительное занятие с учащимися  в чтении, за службу в приходской церкви в праздниках, воскресные дни и примерное поведение».

        Во всем уезде учителей с такой наградой было 4 человека. Как поведал здравствующий и проживающий нынче в Чебоксарах Анатолий Иванович, младший сын И. Якимова, в отцовском доме хранились две серебряные медали: обе круглой формы, на обеих значились надписи «За усердие».

        Со слов Анатолия Ивановиче вырисовывается учитель и человек широких интересов. Женат был Иван Якимович на русской девушке из д. Тинсарино. Все их дети: 4 сына и дочь — обучались в начальной школе у отца. а затем одолели премудрости различных высших учебных заведений.

        Строгий в школе, умел заботиться о людях. Если у односельчан болели дети, с подробным объяснением методов лечения медом, бескорыстно делился им.

        С сыновьями вместе любил рыбачить на Волге, ходить на охоту и при этом не расставался с камертоном.

        Дома - часто играл на скрипке. Тесно было в стенах их небольшого дома звукам, когда Иван Якимович, подыгрывая себе на гармошке, густым баритоном запевал:

        — Ревела буря, гром гремел...

        А было ли спокойно на душе у учителя, не сверкала ли у самого внутри молния? Ведь учитель Иван Якимович Якимов, безусловно, глубоко верующий человек, сумевший достичь некоторого признания в царское время, пережил много катаклизмов жизни: падение царской власти, гражданскую войну, разрыв веры и культуры, Великую Отечественную, где погиб один из сыновей, а другой вернулся искалеченным. При этом выжил и сохранил человеческое достоинство до конца дней своих.

Что помогло ему выстоять: искреннее желание понять и принять новые идеи или, наоборот, способность не афишируя своих убеждений, оставаться при своих интересах?

        Может, судьба оставила его в покое, посчитав, что он беден и безобиден? Может быть.

        Очень хочется сказать, что он выжил благодаря своим знаниям, уму и заслугам, но... Не посчитались же представители Советской власти с умом, заслугами попечителя Маклашкинской школы Н. Харитонова.

        Несмотря   на то, что    в  свое время содержал школу, пожертвовал дом, в новые времена отдал один из двух этажей в три окна под класс, его выслали за Урал, а дом отняли, оставив его семью без крыши над головой. Невозможно было уклониться от раскулачивания, хотя дочь, Екатерина Николаевна Харитонова работала в родной школе, в Б. Маклашкине, и заведовала школой после революции.

        Из-за этих событий ушел, видимо, навсегда покой из души Екатерины Николаевны. Она перестала учительствовать, всю жизнь скиталась по стране. Только перед самой своей смертью вернулась в родную деревню и нашла приют на кладбище.

        Так было, потому что наступали времена иной культуры, иной веры и иных интересов, а человек — как сказано библейским проповедником Екклесиастом — «не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловливаются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них».  

        К счастью, остаются дети, и вместе с ними остается вера в бессмертие рода человеческого и всего окружающего мира; значит, остаются школы с их желанием обогащать память человеческими знаниями.

        Каждому, кто проезжает деревню Сутчево, в глаза невольно бросается раскинувшееся на ее окраине большое двухэтажное здание школы. Своими рядами огромных окон и широким парадным входом оно обращено к деревне.

        Однако бетонные стены его, хотя и вызывают сами по себе чувство прочности, открыты всем ветрам и невзгодам. Голы и беззащитны они из-за отсутствия раскидистых деревьев, так привычных и желанных человеческому глазу.

        Не отзывается плотный шум листвы и на детские голоса, потому что малы и неприметны еще саженны яблонь, сосен... Им, посаженным руками детей и учителей за последние 3—4 года, нужно время, чтобы подняться в свой полный рост и вписаться в антураж школы.

        Ново здание школы. Стараниями ныне работающего главой районной администрации А. Т. Юдина, на любом посту стремившегося обустраивать быт людей, чихнулись перед детворой и учительским коллективом 1 сентября 1992 года.

        Годом стенах школы, построенной за три года, в ноябре 1992 года, произошло не менее важное событие для коллектива школы и родителей - школа из неполной превратилась в среднюю общеобразовательную. Учащиеся из деревень Сутчевского сельского Совета получили возможность обучаться и экзаменоваться на аттестат зрелости.

        Детский возраст с ее прелестями и трудностями переживавшая сейчас Сутчевская школа в качестве средней, а путь к нему был долог. Начало начал школа своими корнями уходит в даты XJS -века истории деревень Большое Макдашкино, Ящерино.

        Справедливости ради нужно отметить, что с 1918 по 192 годы в Сутчеве работала началная школа, однако согласно  становлению коллегии Чебоксаского РОНО по сокращению штатов: «Школу ликвидировав учеников передать в Большое Маклашкино, а учителя И. Терентьева переводить в Ящеринскую школу», -  она  не перестала существовать. Этот приказ очень точно характеризует особенность расположения деревни, которая сыграла свою роль в истории становления школы.

        Людям преклонного возраста известно, что в дореволюционное время вся административно-
культурная жизнь вращалась. Культура
сельской общины и приходской церкви. Например, статус и адрес деревни того времени: Казанская губерния, Чебоксарский уезд, Посадско-Сотниковская волость, Сотниковский ярихрд, д. Сутчево служит
подтверждением тому.

        Сутчево как бы стояла на распутье между двумя церковными приходами, хота официально наряду с деревнями Ящерино,- Арзаматово, выселками Юрьевка относилась к приходу Введенской церкви села Сотниково. Совсем близкие к ней деревни Большое и Малое Маклашкино относились к приходу Казанско-Богородицкой церкви Мариинского Посада.

        Рождался ли ребенок, умирал ли родственник, приходило ли время вставать под венец, а, может, просто необходимо было облегчить душу молитвами перед Всевышним — сутчевцам непременно приходилось идти внеблизкую для пешего человека в приходскую церковь. К примеру, в конце прошлого века в Сутчеве было 72 двора, в них проживало 209 мужчин, 190 женщин и 49 детей школьного возраста.

        Для этих детей школы в деревне не было. Самая близкая находилась в селе Новинском, в своем приходе в селе Сотниково. Мало кто отваживался направлять свое дитя в те школы: путь к одной преграждался языковым барьером, длинный путь к другой лежал через леса.

        Без сомненья, люди того времени задумывались над книжной: ученостью. Они видели и интуитивно чувствовали пользу и значимость грамоты, однако своей загадочностью и непривычностью она их и пугала. К тому же тяжелый крестьянский труд не оставлял много времени на раздумья на отвлеченные тьмы, Только у самых удачливых волевых людей желания и негативные мысли формулировались, и превращались в житейскую практику, а у целого ряда людей они оставались в беспорядочных стремлениях и порывах до получения толчка извне.

        Таким толчком для деревень Чебоксарского уезда послужил "Указ Казанской Духовной Конеистории от 1884 года об открытии Чебоксарского Уездного Отделения Епархиального Училищного Совета.

        В своей деятельности отделение, изыскивая средства и людей со средствами для открытия школ, стремилось к тому, чтобы «жизнь народная направлялась бы по пути веры христианской и церкви православной».

        По идее, школы должны были содержаться на средства земств, но на нужды школ в России их всегда не хватало, потому деньги шли от сельских волостных . общин, церквей, благотворительных учреждений, приходских попечителей или частных лиц.

        То ли не было в Сутчеве    заинтересованных  и    зажиточных лиц, то ли сельская община   не сумела найти встречного ответа, но не сумели сутчевцы в своей деревне открыть   школу. Только архивный документ под   названием «Переписка   о    выработке норм сети земских школ в уезде ; 1900 г.»    со своей      записью  «Следовало бы открыть    школу в д. Сутчево» свидетельствует  о необходимости открытия школы.  Детям из Большого   Маклашкина повезло намного больше.  Жил здесь крестьянин Николай Харитонов. Он, отец 8 детей, вел крепкое хозяйство, вкладывал деньги в кирпичный завод, переправлял лес, знал толк в грамоте. Неутомимый труженик, достигнув такого благополучия, что мог не только мечтать, но и осуществлять мечтаемое, в 1893 году отдает ежой дом под школу и тем самым кладет «кирпич» в начало школе.

        Более того, как «крестьянин религиозного и доброго поведения», Николай Харитонов избирается попечителем школы и содержит ее на свой счет. В 1896 году, как пишет в своем отчете о состоянии церковноприходских школ и школ грамоты Чебоксарского уезда наблюдатель церковных школ М. Некрасов, «дом этот пожертвован в собственность школы. Заведующим школы состоит священник Василий Дмитриев, кончивший курс в духовной семинарии. За кон Божий преподает во всех, отделениях приходской дьякон Алексей Сироткин, учителем состоит. крестьянин, из чуваш Василий Денисов, окончивший курс в сельской школе. Есть хор школьный, состоит из 30 человек, поют все положенное. 4 ученика старшего отделения читают в церкви часы. Опрошенные ученики отвечали по всем предметам очень хорошо,  школу можно отнести к числу лучших школ в уезде. Преподаватели заслуживают поощрения от начальства, на что будет обращено внимание».

        Школьное здание, пожертвованное Н. Харитоновым, для занятий в нескольких классах было не очень удобным, поэтому, церковно-приходское ведомство построило в 1912 году специальное здание. К этому времени Маклашкинская школа грамоты называлась церковно-приходской  школой 1 категории. Обучались здесь дети из деревень Большое и Малое Маклашкино. И как написано в отчетах, школа обслуживала частично детей из Суточева (так называлась деревня Сутчево). 1м, детям из Сутчева, положено было ходить в свою приходскую школу. Находилась та школа в д. Ящерино. Речь о ней в последующих публикациях.

        Школами I ступени стали называться бывшие церковно-приходские школы (с установлением Советской власти).

        В 1918 году на территории Сутчевского сельского Совета было 3 школы: Больше-Маклашкинская с 68 учащимися, Ящеринская, где обучалось 60 учеников, и Сутчевская с 42 учащимися. Работали в тех школах Е. Н. Харитонова, С. С. Железков, А. С. Железков, И. Я.Якимов и И. Терентьев.

        Как сказано в бюллетене оргбюро по проведению I Всероссийского съезда школьных работников от марта 1922 года «школьный работник на месте тихо и незаметно с чрезвычайным напряжением сил, преодолевая громадные трудности при полной необорудованности школ, часто холодный и голодный, почти 4 года работал над созданием новой школы».

        Положа руку на сердце, под этими словами подписались бы не только учителя тех (20-ых годов), но и все последующие поколения учителей.

        Всем им выпала участь жить в стропе, где была поставлена грандиозная задача построения социализма с его игнорированием индивидуальных, производящих хозяйств. Все они — граждане страны, в которой власти не умеют, по выражению Н. Бухарина «сочетать задачи развития товарооборота и роста новых форм прямой экономической связи. Поэтому позволяют себя засасывать все больше и больше машиной чрезвычайщины».

        Тому свидетельства и история Сутчевской школы. К примеру, пять колхозов: «Наркомюст» из Сутчева, «Правда» из Ящерина, «Осоавиахим» из Большого Маклашкина, «Красная Армия» из Малого Маклашкина, «Малалла» из Юрьевки — строили здание Сутчевской неполной школы в течение 1937—1939 годов. Несмотря на то, что школа строилась на деньги самообложения, в целях удешевления строительство бесплатно заставляли вывозить все строительные материалы, трудодни за перевозку не платили.

        Каждый единоличник должен был привезти 1000 штук кирпичей, из тех же единоличников у были организованы бригады для I-вывозки песка, щебня, кирпичей, круглого леса.

        Директор школы И. С. Леонтьев и зав. Ящеринской начальной школой Н. П. Петров были уполномочены на разъяснительную работу среди населения.

        Помимо  профессиональной школьной деятельности учителям приходилось выполнять множество видов общественных работ.

        Вот что пишет учитель Ящеринской начальной школы И. Терентьев ч волостной Военный комиссариат: «Согласно предложению от 29 ноября 1920 года мною собравшимся гражданам на сельский сход было объяснено о коммунизме и о хлебной монополии». Ему вторит в своем отчете о работе комсомольской ячейки в 1925 году учитель Вольше-Маклашкинской школы  П. Железков: «Прочитал доклад об   истории   Парижской    Коммутоны   перед   населением...».

        Протоколы заседаний Сутчевского сельского Совета 1930— 40-ых годов оповещают, что «для школы дрова привезли путем самозаготовок»; что «уполномоченными по реализации займа назначаются учителя Базарова Е. Н., Петрова А. П., Алексеева А. А.; что «учителя Железкова М. И., Алексеева А. А. возглавляют комиссии по проверке о готовности машин до уборки...»; что учителя Семенова Н. С., Железкова М. И., Иванова А. И. вечерами не только учат грамоте, но и «обеспечивают посещаемость  неграмотных». Ярчайшим примером  такого  служения государству  по праву    это можно назвать учительницу с 35-ти летним стажем  работы  Марию  Ивановну Железкову.  Эта удивительно  жизнерадостная в свои 92 года женщина 25 лет возглавляла  Больше-Маклашкинскую     и     Сутчевскую   школы.  30 лет    без перерыва   избиралась   депутатом сельского   Совета,       руководила    волостной  женской     организацией,  принимала участие  в коллективизации хозяйства  деревни,     в ликвидации трахомы, в организации  помощи тыла фронту, вела работу  по  воспитанию      детей-сирот участников Великой Отечественной  войны.

        Заслуженная учительница Чувашской АССР Игнатьева Алевтина Филипповна, вся жизнь которой связана  с родной     деревней  Ящерино   и  Сутчевской неполной средней школой, свой   рассказ   подытожила  так:   «Больше  половины       времени  и   силы, уходило  на  выполнение   общественной,     внеклассной       и       внешкольной работ.  Сотни   километров    преодолены     учительницей       начальных   классов   Анной      Ивановной   Ивановой,  когда  при  непосредственном     ее     участии   к зданию  Б. Маклашкинской    школы  был  построен   пристрой,    тем самым   увеличено     число     классных   помещений.

        Обветшало, видимо, построенное еще в 1936 году здание Ящеринской школы, поэтому с первых же дней заведывания этой школой Анна Ивановна за­теяла ремонт и развила кипучую деятельность по благоустройству ее территории. Вокруг школы появилась «изгородь» из живых елей, а под защитой елей вырос сад.

        Нет сейчас той школы. В 70-ые годы  она    слилась    с    основной    Сутчевской,  а  ели  (будто      вдогонку     человеческим       знаниям) все тянутся к небу.

        С кем бы из учителей этих школ ни беседуешь — будь это Нина Серафимовна Смирнова или Егорова Зоя Петровна, Самсонова Нина Петровна или Григорьев Василий Григорьевич, Тамара Васильевна Андреева или Вера Филипповна Филиппова — все они «служили примером сознательности в выполнении своего гражданского долга».

        Они знали, что законы жизни строги и суровы, потому старались быть строгими в общении с учащимися. Но та строгость была от любви к детям.

        Александра Григорьевна Юнкерова, одна из ведущих языковедов школы, отличник народного просвещения, светясь каким-то внутренним светом, сказала: «Надо любить детей и свой предмет, тогда души детей не будут травмированы, и в жизни своей они высоко взлетят».

        Примером бесконечного учительского терпения и спокойной доброты служила учительница начальных классов Григорьева Анна Васильевна. Рука об руку со своим мужем Василием Григорьевичем, тоже учителем, прошла свой учительский путь девушка из Малого Маклашкина. В зрелые годы была  удостоена медалей «За трудовое отличие», «За доблестный труд» и звания «Заслуженный учитель Чувашской АССР».

        Не зная выходных, выводила своих юных физкультурников на арену районных соревнований искрометная и неунывающая Маргарита Павловна Соколова.

        Как дирижер добивается слаженного звучания в своем оркестре, так завучи школы Василий Григорьевич Григорьев, Зинаида Афанасьевна Афанасьева и заслуженная учительница ЧАССР Валентина Филипповна Николаева направляли энергию коллектива на дружную работу.

        Пусть простят мне учителя и выпускники Сутчевской школы за «короткие пробежки» по страницам истории школы. Полное изложение жизни и деятельности учителей школы в газетной статье совершенно невозможно, хотя бы потому, что только директоров и заведующих перебывало в стенах школы более 20. Среди них, помимо упомянутых, — Семенов Н. С., Верхилеев М. Н., Матвеев Л. Т., Кузнецов В. С., Яковлев А. Я., Кольцов М. С., Изосимов В. И., Смирнова Н. С.

        Все они оставили «след сердца, души и ума» как в учениках, так и в своих коллективах.

        Более 50 раз звенел последний звонок для своих выпускников в стенах школы с 1934 по 1991 годы. Четыре выпуска дала (в предыдущей публикации прошла неточность — она преобразована в среднюю в 1991 году) школа в качестве средней общеобразовательной к своему 100-летнему юбилею.

        Администрация и коллектив Сутчевской средней школы приглашают всех своих выпускников, учителей и гостей на юбилейные торжества, которые состоятся 30 ноября 1996 года.

        Добро  пожаловать!

О. СЕМЕНОВА, учительница истории

Back ] Home ] Next ]

Hosted by uCoz